Знакомство с Россией

Демотиваторы как явление российской культуры

Автор: Юрьев Павел

Демотиватор – определенный тип изображений, распространяемых в Интернете.
Демотиватор в теории и на практике, а также в истории и сегодня – немного разные вещи: жанр эволюционировал и продолжает это делать.

Исторически демотиваторы возникли на Западе как негативная реакция на существовавшие издавна мотивационные плакаты, которые к чему-то призывали или что-то пропагандировали. Демотиватор имел свою характерную форму – картинку и подпись из двух частей: первая часть – крупным шрифтом нечто короткое и позитивное, вторая часть мелким шрифтом нечто противоположное – негативное, шутливое или издевательское. Картинка демотиватора могла соответствовать первой части подписи, но могла ей противоречить, а соответствовать второй части.

Среди того, что сейчас в русскоязычном Интернете называют демотиваторами, образцы, выполненные по классической схеме, уже не составляют большинство. В целом, в Рунете сейчас демотиватором называют просто несущую эмоциональное послание картинку с подписью, однако по-прежнему в широкой черной рамке. Подпись же, даже если она разделена на две части, бывает разделена формально, без соблюдения классической для демотиваторов логики и графики. Общее количество демотиваторов в Рунете можно очень ориентировочно оценить как несколько сотен тысяч.

Существование жанра демотиваторов поддерживается наличием авторов, у которых есть эмоции, допускающие выражение таким способом, готовность и умение эти эмоции выразить. При этом эмоции могут быть различны – от политической или национальной ненависти до желания принять участие в массовой игре.

Демотиваторы выкладывают на специально посвященных им сайтах, например, http://rusdemotivator.ru/, https://seodemotivators.ru/, http://www.superdemotivator.ru/, http://verydemotivational.ru/, а также в посвященных им разделах иных сайтов, в основном юмористических, например https://bugaga.ru/tags/демотиваторы/, https://ekabu.ru/tag/demotivatory/, https://kaifolog.ru/demotivatory/, https://pressa.tv/demotivatori/, https://trinixy.ru/demotivators/ и https://zasmeshi.ru/demotivator.

Нередко с помощью демотиваторов можно узнать что-то об обществе. Проходя через множество просмотров, оценок и одобрений читателями (зрителями), они отражают социальный консенсус в обществе.

Информация, которую предъявляет демотиватор как жанр, часто бывает ложной – во всех смыслах этого слова. Невинное и часто очевидное использование обработки фотографий может носить как шуточный, так и абсолютно серьезный характер и направлено на обман зрителя. Выдумываются события и должности, снимки, сделанные в какой-то ситуации, предъявляются в качестве снимков, иллюстрирующих другую страну, другое событие, другое время. Приписывание историческим персонажам «цитат», не имеющих к ним отношения, также широко распространено.

Зрелость демотиваторов как вида культуры демонстрирует наличие диалога, то есть рефлексии – злобной или нейтральной, а также многочисленные и разнообразные контакты с остальной культурой – живописью, песнями, телевидением, философией, стихами, сказками, литературой, кино, юмористическими плакатами, известными цитатами, поговорками, народными верованиями, рекламой и другими жанрами. Часто и очевидно использование устоявшихся выражений бытового языка, высмеивание поведения людей, издевка над пропагандой.

Что касается изобразительного аспекта, то можно отметить некоторые особенности. Например, иногда одна картинка используется с разными подписями, или одна подпись с разными картинками. Демотиваторы могут быть на любые темы, и много факторов влияют на то, какое произведение возникнет в конечном итоге.

Деление на «связь с культурой» и «темы» во многих случаях условно, и это неизбежно уже потому, что как и всякая субкультура, демотиваторы являются частью культуры в целом. О достигнутом уровне культуры демотиваторов говорит еще и довольно серьезный, достигнутый в лучших образцах, уровень обобщения и гармоничная реализация авторского замысла.

Проиллюстрируем отношение авторов демотиваторов Рунета к разным странам на примере Китая и России.
В отношении Китая доминируют позитив – 33% и насмешка – 30%, далее идет нейтральное отношение – 19%, просто негатив – 7% и страх – 7%. Итого суммарный негатив 44% с доминированием насмешки. Мотив для страха – «демографическое давление» на Сибирь, для негативного отношения – низкое качество продукции, для позитивного – жестокость власти и большое количество продукции.

Для России выявлена тенденция доминирования просто негатива – 55%, далее идет насмешка – 24%, презрение – 14% и позитив – 6%. Итого суммарная доля негатива составила 93% с доминированием насмешки, как и в случае с Китаем. Мотивами для негативного отношения к России являются разруха, бедность, насилие со стороны полиции, а для позитивного – наличие современного вооружения.
При подготовке материала использованы изображения с сайтов: http://demotivators.to/, https://hotdem.ru/, https://kaifolog.ru/ и https://trinixy.ru/.
Made on
Tilda